Меняются ли условия содержания в казахстанских тюрьмах

Жизнь
900
Число заключенных в учреждениях пенитенциарной системы Казахстана уменьшается, но проблемы остаются.

Число заключенных в учреждениях пенитенциарной системы Казахстана уменьшается. Но нерешенные проблемы остаются, и многие из них касаются регламента взаимоотношений между сотрудниками исправительных учреждений и осужденными, а также условий содержания и медицинского обслуживания в тюрьмах. Об этих и других актуальных вопросах рассказала Today.kz руководитель представительства Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии Жанна Назарова.

- Насколько в Казахстане актуальна проблема нарушения прав граждан в закрытых госучреждениях и прав заключенных в частности? Какие проекты и инициативы реализуются сегодня в рамках координации вопросов по нарушениям прав людей, находящихся в местах изоляции?

- На данный момент мне сложно сказать о том, что имеется перманентная тенденция нарушения прав человека в соответствующих учреждениях в сравнении с прошлым периодом по одной простой причине: у нас в стране действуют как минимум два гражданских института, ориентированных на мониторинг соблюдения прав человека в закрытых учреждениях, предотвращение и контроль подобного рода факторов.

Это Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) и Национальный превентивный механизм (НПМ), членом Координационного Совета которого я в настоящее время являюсь.

Оба института аккумулируют в своем составе представителей гражданского общества, которые имеют доступ к закрытым государственным учреждениям и мониторят происходящую внутри ситуацию, а также могут реагировать на поступающие жалобы.

Также в Казахстане действует институт Омбудсмена, под эгидой которого осуществляет свою деятельность, в частности, НПМ. Важно отметить, что в этом году исполнилось 5 лет с момента принятия минимальных стандартных правил обращения с заключенными - Правил Нельсона Манделы. Документ назван так в знак уважения к южноафриканскому политическому деятелю и активисту Нельсону Мандела, который боролся за права человека в период апартеида, в результате был приговорен к тюремному сроку на 27 лет.

В данных правилах отражены принципы, которые призваны напомнить о том, что любой заключенный - это, в первую очередь, человек, личность, гражданин, отношение к которому в рамках пребывания в тюрьме должно руководствоваться правовыми и общечеловеческими нормами, исключая какое-либо жестокое обращение или стигматизацию. Например, там означены допустимые дисциплинарные меры по отношению к заключенным, регламентировано право на юридическую помощь, прописаны нормы по медицинскому обслуживанию заключенных, общих условиях их пребывания в исправительных учреждениях, обозначены тезисы о равноправии по гендерному, расовому, национальному признакам всех осужденных. Множество правовых и общечеловеских ценностей нашли отражение в Правилах Нельсона Манделы.

Один из моментов, важных для нас как для участников Национального Превентивного механизма, следующий. Как отмечается в Правилах Нельсона Манделы, для осужденных должны быть предусмотрены гарантии обеспечения возможности подачи обращения либо жалобы конфиденциальным и безопасным образом, без какого-либо риска запугивания или отмщения со стороны сотрудников исправительных учреждений.

Так, статья 14 УИК РК гласит: "в учреждениях и органах, исполняющих наказание, обеспечивается функционирование специальных почтовых ящиков для подачи осужденными обращений на неправомерные действия их должностных лиц. С периодичностью один раз в неделю указанные обращения изымаются прокурором с участием представителей администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о чем составляется акт. Специальные почтовые ящики устанавливаются на территории и в помещениях учреждений и органов, исполняющих наказание, в доступных для осужденных местах".

Однако нормы, регламентирующей конфиденциальность таких обращений, в законодательстве на текущий момент все еще нет. И случаи нарушений конфиденциальности подобных обращений имели место со стороны администраций тюрем. В целом решение данного вопроса - одна из задач, над которой мы работаем совместно с соответствующими организациями с точки зрения интеграции Правил в нормы действующего в РК законодательства.

- То есть Правила Нельсона Манделы не являются обязательным для соблюдения документом?

- В целом они носят рекомендательный характер, но важен сам факт того, что такой уникальный документ существует, и в нем отражены морально-этические нормы, которые согласились соблюдать все страны-участницы Конвенции против пыток ООН, в том числе Казахстан.

На фоне этого была проведена большая работа, разработаны планы модернизации органов внутренних дел, разработана стратегия развития и совершенствования уголовно-исполнительной системы в целом, внесены отдельные изменения во все действующие уголовные кодексы, в частности в Уголовно-Исполнительный кодекс РК. В частности, 34 поправки осуществлены в декабре прошлого года. Вместе с тем, данная работа является постоянной, то есть все инициативы, предложения и рекомендации, поступающие от гражданского общества, обсуждаются на рабочих группах, проходят процедуру согласования со всеми компетентными гос. органами.

Так, например, в прошлом году создана межведомственная рабочая группа, которая непосредственно рассматривает предложения от граждан, от общественности и согласовывает их с компетентными государственными органами. Таким образом, она дополняет постоянно действующую рабочую площадку на базе Генеральной прокуратуры.

Как я уже отметила, минимальным стандартным правилам в этом году исполняется 5 лет с момента их обновления и принятия. Очень важно, что реальное выполнение этих международных стандартов не всегда влечёт за собой финансовые затраты. Поэтому частично эти правила уже реализованы в Казахстане. Возможно, они не полностью интегрированы, но над этим ведется работа.

Многие нововведения, которых нам уже удалось добиться, коснулись внутриведомственных актов, регламентирующих Правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях - отмена маршировок, пения гимна на плацу, заправка постели кантиком и другое - это далеко не полный перечень всего того, что  просили изменить представители гражданского общества.

- Сложно ли добиваться тех или иных корректировок в действующие нормативно-правовые акты с точки зрения их гуманизации по отношению к осужденным лицам?

- Сам по себе процесс законотворчества всегда очень непростой, и зачастую занимает от полугода до трех лет. Важно отметить, что порой по определенным предложениям общественности УИС соглашается с позицией, а другой госорган не поддерживает в силу бюджета или в силу других обстоятельств. Тогда сложнее доказывать необходимость принятия нормы.

Еще до пандемии были внесены значительные изменения в действующие нормативно-правовые акты: как я отмечала выше, только в Уголовно-исполнительный кодекс внесены 34 поправки. Также были впервые за много лет пересмотрены правила внутреннего распорядка учреждений пенитенциарной системы Казахстана. Изменения внесли в перечень заболеваний, подлежащих рассмотрению в рамках вынесения решения по условно-досрочному освобождению. Данный перечень в последующем будет также расширяться.

Это не работа одного дня, мы (имею ввиду общество, тюремную систему, правозащитные институты) не ставим себе задачу провести реформы за один день. Работа поступательная, с определенными стратегиями и тактиками. На данный момент я могу сказать, что движение вперед есть. Уже пересмотрены и подлежат дальнейшему пересмотру нормы питания, вещевого обеспечения, ведется работа по цифровизации. Так, например, дан старт реализации инициативы электронной возможности подачи жалоб и обращений, естественно без цензуры. Также ликвидированы 12 учреждений и в этом году подлежат ликвидации еще 2 колонии. Помимо этого, увеличены нормы передач заключенным с 14 до 20 кг.

- Скажите, количество заключенных в Казахстане уменьшается или увеличивается?

- Уровень тюремного населения ежегодно снижается. То есть количество осужденных к лишению свободы ежегодно сокращается по отношению к тем приговорам, по которым выносятся решения, не связанные с изоляцией. Можно привести такие цифры.

Например, если посчитать всех людей, которые находятся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (это и колонии, и тюрьма, и СИЗО), эта цифра не превысит 27-29 тысяч человек по всей Республике. Другими словами, разработанная Концепция "10 мер  снижения тюремного населения" показывает свою эффективность. Так,согласно данным Международного Центра тюремных исследований (ICPS), в настоящее время Казахстан занимает 100 место в мировом рейтинге тюремного населения: в нашей стране на 100 тысяч населения приходится 156 заключенных.

За период независимости общее количество тюремного населения (именно осужденных к лишению свободы) сократилось более, чем в 3,5 раз. Для сравнения, количество лиц, состоящих на учетах Службы пробации (осужденных, но без изоляции от общества) одновременно составляет порядка 35 тысяч человек, в течение года по учетам проходит 60-65 тысяч человек. Почему я говорю об этом сравнении? Мы должны понимать, что принятые в 2014 году поправки в уголовное законодательство демонстрируют свою эффективность. Также мы не должны забывать о нагрузке на каждого сотрудника, будь то в учреждениях, будь то в службе пробации, где количество сотрудников на всю республику не превышает 1500 человек. Поскольку от этого тоже будет зависеть качество несения службы и, соответственно, качество исполнения наказания.

Сейчас важно, чтобы условия содержания и обеспечения качественного медицинского обслуживания выходили на первый план.

И, в первую очередь, с учетом глобальных вызовов важна доступность квалифицированных медицинских услуг, их многопрофильность, технологичность, наличие диагностических средств, современного медицинского оборудования и медицинских препаратов.

Так, не во всех учреждениях, конечно, но мы сталкивались с тем, что оборудование медицинских кабинетов зачастую не соответствует аналогичным кабинетам гражданского здравоохранения. В отдельных случаях имеет место быть нехватка достаточного количества высококвалифицированного персонала, встречаются также сложности с лечением редких заболеваний и доступом к необходимым в таких случаях медикаментам - вот что, на мой взгляд, сегодня наиболее актуально в этом отношении.

Хотя в 2011-2012 годах все учреждения были оснащены оборудованием, однако его нужно поддерживать, обновлять, приобретать расходные материалы, которых по отдельным позициям уже могут и не производить, поскольку медицина развивается и соответственно определенные модели оборудования уже неактуальны для гражданской медицины.

Право на охрану здоровья гарантировано Конституцией вне зависимости от места нахождения человека. Надлежащая его реализация в условиях изоляции от общества, недопущение ухудшения состояния здоровья в учреждениях - то, что необходимо выполнить в первую очередь. По сути вопросы медицинского обслуживания обсуждаются между двумя ведомствами (МВД и Минздрав) более 8 лет. И многое уже сделано. Однако, все еще нет полноценной интеграции базы данных с гражданской медициной, не решен кадровый вопрос. Хотя, как показывают реализованные проекты,  на самом деле нет большого уровня стигматизации работы в исправительных учреждениях, то есть врачи готовы трудиться в условиях тюрем. Если рассуждать с точки зрения затрат, по моему мнению, лучше и дешевле (если можно использовать такое сравнение), не допустить развития заболевания во время исполнения наказания, чем потом лечить человека после освобождения.

Думаю, что есть ряд вопросов, решение которых во многом зависит не только от одного желания УИС, но и финансовых ресурсов на их реализацию.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить